Из
истории танца .
Вы знаете, что первые танцы древности
были далеки от того, что в наши
дни называют этим словом? Они имели
совсем иное значение. Разнообразными
движениями и жестами человек передавал
свои впечатления от окружающего
мира, вкладывая в них свое настроение,
свое душевное состояние. Возгласы,
пение, пантомимная игра были взаимосвязаны
с танцем. Сам же танец всегда, во
все времена был тесно связан с жизнью
и бытом людей. Поэтому каждый танец
отвечает характеру, духу того народа,
у которого он зародился. С изменением
социального строя, условий жизни
менялись характер и тематика искусства,
изменялся и танец. Своими корнями
он глубоко уходит в народное творчество.
Пляски были очень распространены
у народов древнего мира. Танцующие
стремились к тому, чтобы каждое
движение, жест, мимика выражали
какую-нибудь мысль, действие, поступок.
Выразительные танцы имели огромное
значение и в быту, и в общественной
жизни. Очень часто празднества начинались
и сопровождались плясками. В произведениях
древних поэтов, писателей, художников
встречаются названия танцев и их
участников, описываются правила
исполнения. Древнегреческий поэт
Гомер в “Илиаде” описал хоровод,
а в “Одиссее” — мужской дуэт на
фоне танцующих юношей. Описание
танцев мы можем встретить и у Аристотеля,
в трагедиях Эсхила, Софокла, Еврипида,
в комедиях Аристофана. Танцы древних
греков можно разделить на священные
(обрядовые, ритуальные), военные,
сценические, общественно-бытовые.
Примерно такие же по характеру танцы
были и у других народов. Первые
балеты возникли в средневековой
Франции. Именно там из танцев с
покачиваниями и притопами, подскоками
и прыжками, называемых бранлями
(бранли — от слова branie, т.е.
качание, хоровод), со временем возникла
французская хореография. Профессионалы-хореографы
средних веков своим мастерством
подняли искусство исполнения танца
на новую высоту. Их достижения явились
тем фундаментом, на котором позднее
сформировался классический академический
балет. В то время, когда танец соединяется
с музыкой и появляется в привычном
для нас понимании, расцветают такие
музыкально-танцевальные формы, как
сюита, пастораль, интермедия. В
XVI веке был сделан большой шаг
вперед в развитии техники танца.
Фабрицио Карозо в 1581 году издал
в Венеции книгу "Танцовщик”, где
описал танцы Венеции, технику их
исполнения, основные танцевальные
движения. Во Франции Туано Арбо
тоже выпустил книгу под названием
“Орхесография ”, в которой говорил
о значении танца, о зависимости
танца от музыки. Приход в балет
профессионально обученных исполнителей
способствовал дальнейшему развитию
танца. Этот процесс был длительным.
Постепенно балет становился самостоятельным
видом искусства, обновлялась танцевальная
техника, оживлялся темп, облегчался
костюм. Замечательным событием стало
открытие во Франции в 1661 году
Королевской академии танца. Тринадцать
академиков во главе с балетмейстером
Шарлем Бошаном должны были развивать
дальше благородное искусство танца.
В Италии, Франции, Англии хореографы
каждый по-своему искали четко выраженную
форму нового балетного спектакля,
новые возможности танцевальной техники,
пантомимы, музыки, декоративного
и костюмного оформления. Появились
смелые новаторы, которые пытались
освободить балет от рутины, от однообразия
и штампов. Среди них был и француз
Жан Жорж Новер. Новер хотел, чтобы
балет стал искусством в высоком
смысле слова, он утверждал, что
танец должен стать действенным,
осмысленным и эмоционально выразительным.
Под влиянием новой эстетики многое
изменяется в балете, костюм становится
свободным, не стесняющим движений
танцовщицы, туфли — типа греческих
сандалий. Такие преобразования подготовили
почву для дальнейшей реформы балетного
театра и появления романтического
балета. Наиболее последовательно
и полно романтическое направление
проявилось во французском балете.
Почти все романтические балеты строились
одинаково. В них противопоставлялись
два мира — реальный и фантастический,
мир мечты. Образ воздушного сказочного
создания — сильфиды, в светлом газовом
облаке туник (то же, что пачка —
женский балетный костюм), с крылышками
за спиной и с венчиком на голове,
характерен для романтического балета.
Сильфида — дух воздуха — была гостьей
на земле, ее воздушность балетмейстер
подчеркивал в танце: в нем преобладали
прыжки, парения над сценой. Исполнительна
роли Сильфиды, одетая в воздушный
костюм — пачку, стремясь создать
впечатление невесомости героини,
едва касалась сцены кончиками пальцев.
Так утверждался танец на пальцах,
каким мы знаем его сейчас. Однако
тогда не было специальной обуви
с твердым носком и с жесткой прокладкой
(пуантов) и танцовщице приходилось
приподниматься на кончиках собственных
пальцев в мягких балетных туфлях.
Предполагается, что впервые поднялись
в танце на пальцы Мария Тальони
в балете “Сильфида” и русская танцовщица
Авдотья Истомина в балете “Зефир
и Флора” . Обученная по методу отца,
Мария Тальони обладала удивительной
устойчивостью, была способна долго
стоять на кончиках пальцев или парить
в прыжке, задерживаясь и как бы
повисая в воздухе. Искусство Марии
Тальони воспевали поэты, художники.